Современная городская среда на примере реконструкции Москвы: плюсы и минусы

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отметить пост.
Типичные проблемы
Современная городская среда на примере реконструкции Москвы: плюсы и минусы

Так сложились обстоятельства, что для наших бабушек, дедушек а возможно даже для родителей, город был скорее враждебной средой, чем дружественной. После работы все они спешили домой, в уютные квартиры, попутно с разглядывая одинаковые застройки панельных домов и старенькие дворы. Сегодня же люди все больше стремятся повлиять на городское пространство, сделать улицы и скверы частью своей зоны комфорта, тщательнее подходят к внешнему виду своих домов и прилегающей территории.

В последнее время даже в провинциальных городах появляются улицы, прогулочные зоны, парки и набережные, оформленные в едином стиле и соответствующие современным представлениям о дизайне (хотя тут уж как кому повезет). Дома в новых микрорайонах застройщики заботливо выкрашивают в единые цвета. В некоторых случаях это выглядит вполне удачно, а в некоторых – просто диву даешься, как кто-то додумался до такого цветосочетания. Также увеличивается количество тротуарных дорожек и дорожек для велосипедистов, пешеходам становится более комфортно передвигаться по городу.

Конечно, большая часть таких работ по сложившейся в нашей стране традиции ведется в столице. Например, сейчас там вовсю готовятся к новому этапу реконструкции по программе «Моя улица», согласно которой в Москве появится музей под открытым небом на Хохловской площади, восстановят памятник Максиму Горькому на площади Тверская застава и даже обещают настоящий лес высадить у Красных ворот! В общей сложности планируется привести в порядок 52 улицы, сделать город более комфортным для пешеходов и велосипедистов, и, как это ни странно, менее удобным для автомобилистов. Несмотря на весьма радужные планы будущих проектов, у программы реконструкции нашлось немало противников. Многие считают, что такие радикальные меры убивают дух города, уничтожают его «личность» и делают его похожим на десятки других крупных мегаполисов.

Несколько лет назад масштабная реконструкция коснулась ЦПКиО, парка «Сокольники» и нескольких других зон отдыха в Москве. Плюсы были очевидны: появился бесплатный WI-FI, зоны для чтения с удобными диванами, больше тротуарных дорожек. Но в то же время были и свое недостатки: из парков убрали большую часть палаток и кафе с едой (по каким причинам – неизвестно), из-за чего ценник в оставшихся заведениях общепита взлетел с космической скоростью. Реконструкция прошла и на многих центральных улицах города. В целом, результаты удовлетворительные, но без минусов не обошлось: тротуарная плитка в некоторых местах вздулась и пошла волнами, покосились недавно установленные дорожные столбы, многие растения, купленные за приличные суммы, так и не начали расти, а на Малой Бронной новые ливневки вообще не выдержали первого сильного дождя, и улицу затопило.

Одно из самых популярных мест столицы – Арбат, во время реконструкции лишили шарма и индивидуальности, разогнав художников, музыкантов и прочих творческих личностей, которые создавали ту самую неповторимую атмосферу. Теперь это обычная улица с широкими тротуарами, кафешками общепита по бокам и мизерным по московским меркам пространством для парковки. Если честно, даже качество пресловутых тротуаров вызывает вопросы: выполнены они были из различных материалов, отличающихся по цветам и фактуре, еще и не обладающих особой прочностью. Многие остались недовольны результатом обновления Тверской улицы, особенно жаркие споры возникли вокруг дизайнерских решений. Например, странные огромные клумбы квадратной формы, словно прямиком из СССР, мешают движению пешеходов и не несут в себе ничего эстетически красивого. Обещанная буйная зелень, которая сделает воздух для москвичей более чистым, не замечена – лишь хлипкие деревца, возвышающиеся над каменными клумбами. Еще большее негодование жителей столицы вызвало решение властей упразднить один из символов Москвы – троллейбус. Была даже составлена петиция на сайте change.org, которую подписали почти 20 тысяч человек. Про исторические застройки, которые частенько попадают под снос или полное обновление по программам реконструкции, промолчим: тут люди сами выходят на улицы и устраивают митинги в поддержку сохранения культурного наследия.

Никто не хочет сказать, что стремление к урбанизации и желание сделать «прогулочную зону, как в лучших городах Европы» – это плохо. Это очень хорошая инициатива, но и воплощать ее в жизнь нужно продуманно и осторожно. Браться за такие ответственные проекты должны исключительные профессионалы, ведь переделать главную улицу города – все равно, что сделать операцию на его сердце. На примере той же самой Москвы создалось впечатление, что кто-то съездил в Европу, насмотрелся на безусловно прекрасные примеры, и неумелой рукой попытался воплотить их в жизнь в Москве.  В каждом из городов нашей страны есть свой уникальный дух, который чаще всего и кроется в, казалось бы, незначительных деталях. Самое главное при многочисленных реконструкциях и изменениях – сохранить его индивидуальность, а не превратить в безликий «современный и комфортный для жизни город».

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий