Социальная ответственность бизнеса: миф или реальность?

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отметить пост.
Город и бизнес
Социальная ответственность бизнеса: миф или реальность?
Реалии сегодняшнего дня таковы, что многие из нас стремятся открыть свое дело, создать пусть небольшой, но свой бизнес. В России предпринимателей с каждым годом, несмотря на экономический кризис и сложные для бизнеса условия, становится все больше, и это оказывает весьма ощутимое воздействие на общество: появляются новые рабочие места, новые предложения для потребителей. Бизнес находится в постоянном взаимодействии с обществом, и для того, чтобы процветать, ему необходимо каким-то образом оказывать положительное влияние на это самое общество.
Для примера возьмем любое предприятие, которое есть чуть ли не в каждом городе России – промышленный комплекс. Этот комплекс осуществляет всю свою работу в соответствии с законодательством, вовремя платит зарплату работникам, но пагубно влияет на окружающую среду и ничего не хочет с этим делать. В таком случае жители города будут негативно относится к этому предприятию, что конечно скажется на его работе. Ошибка главы этого самого промышленного комплекса в том, что он забыл о социальной ответственности бизнеса. Говоря упрощенным языком, это определенный вклад, который бизнес вносит в общественные отношения. Если компания постоянно берет на себя разного рода социальные обязательства, то она обязательно будет иметь хорошую репутацию.

Есть множество классификаций социальной ответственности бизнеса (для удобства далее будем использовать сокращение СОБ), но мы не будем вдаваться в тему так глубоко и поговорим лишь об основных аспектах. Существует 3 уровня СОБ. На первом уровне обязательно соблюдение законодательства – налогового, трудового, гражданского и т.д. Как понятно из описания, без первого уровня предприятие в принципе существовать не может. На втором уровне бизнес начинает пользоваться дополнительными видами социальной ответственности для того, чтобы получить финансовую выгоду. Например, можно повысить имидж своей компании в глазах людей, проведя культурное мероприятие или вложившись в строительство нового парка в городе. Третий уровень подразумевает выполнение социально-активных действий без желания экономически обогатиться. Если какой-то предприниматель переводит деньги в фонды помощи инвалидам или болеющим детям, то об этом ведь не напишет СМИ, потому что по закону о скрытой рекламе они просто не имеют на это право. То есть, он делает это от лица бизнеса, но не ради экономической выгоды, а только ради помощи.
На западе социальная ответственность бизнеса – неотъемлемая часть предпринимательской деятельности. Среднестатистическому американцу важно, чтобы, например, производство одежды, которую он покупает, не загрязняло окружающую среду и не использовало незаконный труд. В России, конечно, пока в этом плане все не так развито, но и свои яркие примеры есть. Например, деятельность всем известного «Газпрома». Они строят спортивные площадки и детские лагеря по всей стране, тратят миллионы на создание творческих кружков и спортивных секций, выделяют деньги на реализацию культурных проектов – например, организовали акцию «Шедевры в окружении шедевров», в рамках которой в Третьяковской галерее пела бразильская певица Э.Коэльо. «Газпром» проводит торжественные мероприятия в День победы, чествует в своих офисах ветеранов. Вообще компания делает много всего социально-полезного – автопробеги, творческие конкурсы, международные музыкальные проекты, детские фестивали и т.д. Еще один пример социально ответственной корпорации – «Лукойл». С каждым регионом, где «Лукойл» осуществляет свою деятельность, заключается соглашение, по которому предприятие оказывает социальную поддержку муниципальным властям: помогает в проектировке, строительстве и ремонте школ, детских садов, больниц, водопроводов и т.д. Компания «Мегафон» курирует проект «Будущее зависит от тебя», по которому отправляет воспитанников детдома на футбольные тренировки в Англию. «Балтика» уже несколько лет реализует национальную программу «Балтика – России!», цель которой – поддержать проекты в сфере здравоохранения, культуры, образования, экологии и т.д.
Все приведенные выше примеры включают в себя достаточно крупные компании, но это не значит, что малый и средний бизнес в этом не участвуют. Конечно, их деятельность не столь масштабна, но однозначно полезна: например, частники могут согласовать с администрацией города место для субботника и облагородить ту или иную улицу, провести на своей территории концерт воспитанников детских домов, обеспечить несколько точек города контейнерами для раздельного сбора мусора и т.д. Сегодня большинство новых и уже давно функционирующих предприятий поняли, что без выполнения социальных обязательств далеко не продвинутся. Любая компания, благоприятно влияющая на общество, экологию и городское пространство тут же приковывает к себе внимание, завоевывая новых покупателей и инвесторов.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий